Развивающие игры и логика
Что это за предметы? Зачем они нужны?
По сути - это просто различные названия одного и того же курса, только в разных возрастных категориях. К целям, которые должно преследовать обучение данным предметам, относится не только введение ребёнка в окружающий мир, осознание его многогранности, наличие системных представлений о нём, но и выделение при таком содержании опорных моментов, которые будут для ребёнка ориентирами, на основе которых у него будут формироваться соответствующие отношения к предметному окружению, созданному руками человека, к родной природе, к людям – родным, друзьям, незнакомым, пожилым, маленьким, к различным явлениям общественной жизни, а также, к самому себе. Кроме того, в процессе обучения данным предметам необходимо развивать логическое мышление ребёнка, его память, внимание, наблюдательность, воображение, фантазию, моторику мелкой мускулатуры (плетение, нанизывание и др.), умение группировать предметы по категориям, нахождение предметов методом исключения, сравнения, решение логических задач, ребусов и многое другое.
Широко известно, что творческие способности ребёнка наилучшим образом проявляются в игровой деятельности. Перенапряжения и переутомления не будут страшны ребёнку, если ему предоставить свободу в выборе в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат гарантией того, что даже интенсивная умственная робота пойдёт малышу на пользу. Но, предоставленная ребёнку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
Развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены общим названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собою набор задач, которые ребёнок решает с помощью специальных игрушек, яркой наглядности, обучающего лото, раскрасок и сопровождается увлекательным сюжетным рассказом, знакомящим ребёнка с тем или иным понятием, категорией окружающего мира;
2. Задачи даются малышу в различной форме в виде рисунка, конструктора, лото, ролевой игры, письменной или устной инструкции, таким образом, он знакомится и овладевает разными способами передачи информации;
3. Задачи расположены, как правило, в порядке возрастания сложности, т.е. в них используется принцип от «простого к сложному»;
4. Игровой процесс построен на выполнении заданий различной сложности, как доступных трёхлетнему ребёнку, так и значительно опережающих среднестатистический уровень развития детей данной возрастной категории, с учётом индивидуальных характеристик мыслительной и психологической организации каждого ученика;
5. Постепенное возрастание трудности выполняемых заданий в игровом процессе позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в то время, как при традиционном обучении функция взрослого является превалирующей, позволяя формировать у ребёнка только исполнительские качества;
6. В игровом процессе ребёнку лишь в ненавязчивой, партнёрской форме должен быть подсказан способ решения того или иного задания, которое предстоит ему выполнить самому, необязательно, что успех будет достигнут уже с первой попытки, иногда для усвоения материала некоторым детям требуется чуть больше времени, чем их ровесникам и коллегам по группе, однако, в любом случае, приобретённая информация рано или поздно отобразится, установив обратную связь, найдёт дальнейшее применение, и будет иметь определённую пользу для каждого конкретного ребёнка;
7. Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью;
8. Развивающие игры позволяют каждому ребёнку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.
В дальнейшем, при переходе ребёнка в среднюю и старшую возрастные группы все упомянутые качества развиваются на предмете, который носит название «логика» и направлен как на закрепление и повторение пройденного материала во время изучения развивающих игр, так и на дальнейший, более серьёзный уровень подготовки ребёнка к поступлению в школу. А это немаловажно, ведь с каждым годом требования к будущим первоклассникам растут. Вопросы на вступительных собеседованиях становятся все сложнее и порой ставят в тупик даже взрослых.
Курс «Логика» поможет подготовить ребенка к вступительному экзамену или беседе, а главное даст базовые знания и навыки, необходимые для дальнейшей учебы в школе.
Программа охватывает широкий спектр тем:
• «Природа»: мир зверей, птиц, насекомых; травы, кусты, деревья; неживая природа и др.
• «Часы и календарь»: единицы измерения времени, части суток, дни недели, времена года, месяца.
• «Человек и мир вокруг»: профессии, транспорт, правила дорожного движения, обувь, одежда, посуда, мебель, виды спорта и др.
Также занятия активно развивают внимание, память, пространственное мышление, умение классифицировать, сравнивать, делать умозаключения, выявлять закономерности.
На уроках мы тренируемся проходить классические и инновационные тесты на проверку готовности ребенка к школе: тесты Керна-Йирасека, Дж.Чейнни, А. Лурии, М. Гинзбурга, Д. Эльконина, А. Венгера, С. Банковой, Ю. Гильбуха и др.
Важнейшие задачи курса: научить детей активно мыслить, воспринимать и анализировать информацию, концентрироваться и удерживать внимание, использовать различные методики запоминания, систематизировать базовые знания., а так же достижение высокого уровня психологической готовности ребёнка к моменту вступительного тестирования, чтобы нивелировать стрессовую ситуацию, свести её к минимуму и случайные факторы, такие как волнение, незнакомые преподаватели, чужая аудитория никак не могли повлиять на результат экзаменационных испытаний.
|